Ночь, улица, фонарь, заправка...

Ночь, улица, фонарь, заправка... Нет, это не цитирование Александра Блока и не статья на тему поэзии 19 века. Давайте поговорим о кризисе в автобизнесе и попытаемся разобраться есть он или его нет.

Тема, хоть и поднимается постоянно всеми кому не лень, остается интересной для обывателей. Порассуждать на эту тему меня подтолкнули несколько случаев и наблюдений за поведением людей. Представьте ситуацию: заправка, дорогой автомобиль Mercedes E-класса, приобретенный в кредит и владелец, который заправляет его на 483 руб., включая мелочь. Да, золотые и простые времена закончились, а образ жизни продолжает преследовать людей. Они привыкли к роскоши и определенным атрибутам, которые на текущий момент времени им уже не по карману.

Тут невольно вспоминается теория большего дурака, используемая для объяснения предпосылок и развития экономических пузырей. Она объясняет развитие пузырей поведением неизменно оптимистичных участников рынка (дураков), которые покупают и используют переоцененные активы, надеясь продать их другим алчным спекулянтам (большим дуракам) по большей цене.

В соответствии с этим объяснением, пузыри растут, пока дураки могут находить больших дураков, чтобы перепродать им переоцененные активы и лопаются, когда больший дурак становится величайшим дураком, который заплатил самую высокую цену за актив, и уже не может найти, кому бы его продать. Предпосылками к ее развитию является, в том числе послабление политик кредитования физических лиц, упрощение процедур проверок качества заемщиков и т.п. Да, сейчас ситуация немного нормализовалась, но несколько лет назад, автокредиты выдавались практически всем и на все.

В списке моих знакомых есть люди, которые приобрели BMW X5 в кредит на 5-7 лет. Автомобиль премиум-класса, в кредит, на 5-7 лет, только вдумайтесь. Разумеется, в момент покупки будущий владелец автоматически себя переносит в следующую категорию, касту людей, которая для него пока не досягаема. Но при этой трансформации не учитываются потенциальные затраты на содержание автомобиля, бензин, расходные материалы и многое другое.

В большинстве случаев, это импульсивная покупка, без комплексного анализа ситуации и своих собственных возможностей. К чему это приводит, спросите вы? К невыплате кредитов, возврату и изъятию автомобилей через судебных приставов и выставлению их на аукцион по оценочной стоимости в счет погашения задолженности, часто ниже рыночной стоимости этого же автомобиля. Да, пока эти автомобили выкупаются перекупщиками и выставляются по рыночной стоимости. Но ввиду скорого переизбытка рынка и наличия потока изымаемых автомобилей, в скором будущем перекупщики перестанут брать эти автомобили, и они попадут на рынок напрямую. Что же тогда будет? Потенциально, это точка невозврата, т.е. точка, когда автомобили не дорожают, а значительно дешевеют с течением времени, т.к. с учетом увеличения продолжительности ожидания, пропорционально увеличивается и задолженность должника. Для банка же автомобиль и иное движимое/недвижимое имущество - это убытки, т.к. появляются дополнительные расходы на содержание, обслуживание, хранение и т.п.

Вообще, рынок еще не встречался с автомобильным кризисом и пузырем автокредитования. Но на практике возникали следующие кризисы, описание и суть которых помогут оценить и понять глубину проблемы:

  1. Тюльпаномания, Нидерланды, 1636-37 гг. Цены на тюльпаны редких пестролепестных сортов достигли тысячи гульденов за луковицу ещё в 1620-е годы, но вплоть до середины 1630-х годов такие луковицы перепродавались в узком кругу цветоводов и состоятельных знатоков. Летом 1636 года в доходную фьючерсную торговлю тюльпанами включились непрофессиональные спекулянты. За полгода ажиотажных торгов цены на луковицы редких сортов многократно выросли, а в ноябре 1636 года начался спекулятивный рост цен и на простые, доступные сорта. В феврале 1637 года перегретый рынок рухнул, начались многолетние тяжбы между продавцами и покупателями ничем не обеспеченных тюльпановых контрактов. В кругу участников тюльпаномании возник кризис доверия.
  2. Пузырь на рынке недвижимости. Конкретных разновидностей данного пузыря много. Одна из них относится к регулированию спроса и кол-ва рыночных предложений. Когда при продаже готового дома можно выручить намного больше средств, чем в него вложено, застройщики стараются построить как можно больше новых объектов. В результате появляется избыток предложения, и цены снижаются. Чтобы избежать этого, государство устанавливает предельное количество новых строек и следит за соблюдением этих требований. В Европе эта система хорошо развита, но иногда она дает сбой. Например, в Испании в середине 2000-х годов построили слишком много недвижимости, создав тем самым переизбыток предложения. Ввиду объективных затрат на содержание имущества до фактической передачи новым собственникам, в конечном итоге, стоимость продажи опустилась ниже себестоимости, что привело к банкротству некоторых компаний и снижению уровня доверия к рынку. Из-за резкого понижения стоимости новых домов, пропорционально стала понижаться и их стоимость на вторичном рынке, что привело к еще большему понижению цен на первичном рынке.
  3. Пузырь доткомов, весь мир, 1995-2001 гг. Кульминация произошла 10 марта 2000 года, когда индекс NASDAQ достиг 5132,52 пункта (дневной пик) в течение торгов и упал более чем в полтора раза при закрытии. Пузырь образовался в результате взлёта акций интернет-компаний (преимущественно американских), а также появления большого количества новых интернет-компаний и переориентировки старых компаний на интернет-бизнес в конце XX века. Акции компаний, предлагавших использовать Интернет для получения дохода, баснословно взлетели в цене. Такие высокие цены оправдывали многочисленные комментаторы и экономисты, утверждавшие, что наступила новая экономика, на самом же деле эти новые бизнес-модели оказались неэффективными, а средства, потраченные в основном на рекламу и большие кредиты, привели к волне банкротств, сильному падению индекса NASDAQ, а также обвалу цен на сервера.

Все описанные выше кризисы вместе с автомобильным являются следствием наличия неопределённости истинной стоимости, результатом спекуляций или случаем с наличием ограниченной рациональности у лиц, принимающих решение.

Также хочется упомянуть про текущие отношения между потенциальными покупателями автомобилей, автосалонами, производителями и банками, участвующими в цепочке продаж. Каждый из участников заинтересован в сделке. Банк для страхования рисков устанавливает минимальное значение первого платежа со стороны клиента, сумма которого зависит от кредитной оценки покупателя. Например, при стоимости автомобиля в 300 000 руб., для получения минимальной процентной ставки это может быть сумма в 100 000 руб. Сложившийся рынок сейчас поступает следующим образом. Автомобиль оформляется и продается покупателю по стоимости в 400 000 руб., где 100 000 руб. вносит покупатель, но вносит виртуально, а оставшуюся часть вносит банк в виде кредитного займа покупателю с перечислением средств на расчетный счет продавца. Таким образом, по факту потенциально неплатежеспособный заемщик получает беспроцентный кредит по максимально выгодным условиям, а банк - плохой переоцененный актив, который начинает использоваться на рынке, как выданные заемные средства с потенциальным доходом и формально низким уровнем невозврата. Пока клиент платит, проблемы нет, но окружающая действительность, безработица и другие факторы, сказываются и на возможности клиента покрывать задолженность. За счет низкого уровня проверки и плохой оценки кредитоспособности минимальный сдвиг экономики сразу провоцирует неплатежи.

Наличие неплатежей формируют ком в виде задолженности, нарастающей в прогрессии за счет пени и штрафов (мотиваторов в нормальной экономической ситуации для своевременных оплат). Ну а дальше возвращаемся к началу статьи о том, что пока есть спрос у перекупщиков и наличие среднерыночной цены (или регуляторов), т.е. нет перенасыщения рынка, ситуация держится, но это уже край...

Сама по себе кризисная ситуация приводит к ожидаемым результатам – количество автомобилей, приобретаемых в кредит, снижается, объем просрочки по ранее выданным кредитам растет. Потребители затянули пояса. Эхом отозвались и производители, сократив выпуск и импорт новых машин. Казалось бы, ситуация печальная. Но автомобиль уже давно перестал быть роскошью и наши люди уже давно ездят в булочную, хотя и предпочитают свою машину таксопаркам, что дает активный толчок рынку авторемонта, но в несколько видоизмененной форме. Акценты потребителя смещаются в сторону экономии, хочется «подешевле, но чтобы поездило». Вот и получается, что вроде бы кризис и есть, но не там.

Какие же действия можно предпринять для того, чтобы минимизировать негативное влияние вышеописанных процессов на автобизнес? Очевидно, что именно сейчас огромную ценность приобретает информация. Еще никогда слова Натана Ротшильда «Кто владеет информацией, тот владеет миром» не были так актуальны! А в свете масштабной информатизации и глобализации информационного пространства, правильная перестройка бизнес-процессов позволит уж точно не стать тем дураком, который упоминался в начале и за счет которого раздуваются все пузыри. Используйте автоматизацию! Используйте информатизацию! Очень скоро старые модели организации предприятий уйдут вместе с этими предприятиями. Нежелание перестраиваться станет тем тунгусским метеоритом, который уничтожит динозавров автобизнеса.

Разумеется, окончательные выводы относительно автомобильной тематики делать пока рано, но учитывать предпосылки при планировании бизнес-моделей, да и собственного бюджета и затрат, стоит.

Автор статьи: генеральный директор ГК "Майсапп", Виталий Новицкий