25.08.2017
Сегодняшней статьёй мы открываем цикл полезных материалов, которые будут интересны всем владельцам автомастерских и автомагазинов. Мы сообщим об основных моментах, которые следует иметь в виду, организовывая свой бизнес в области авторемонта. Мы поделимся подсмотренными лайфхаками и расскажем о своём личном опыте для построения эффективной работы предприятия автосервиса.
Когда-то мы тоже начинали с простого ремонта авто на окраине Петербурга — и потому прекрасно осведомлены о тех трудностях и проблемах, с которыми вы сталкиваетесь ежедневно. Смеем надеяться, наши советы будут по достоинству оценены всеми интересующимися и сочувствующими тематике СТО.
Начнём мы, пожалуй, с главной ценности СТО — со склада. Если персонал автосервиса превышает 5 человек и вы присутствуете на рынке более года, разумеется, он у вас есть. И, смеем надеяться, со временем будет всё более увеличиваться.
Как же сделать так, чтобы он приносил максимальную пользу и не превратился из сокровищницы в свалку? Ведь вы наверняка замечали, что более половины склада оборачивается очень медленно, а некоторая часть товаров и вовсе лежит бесполезным грузом — практически без надежды когда-нибудь обрести своё место в авто.
Как устроен склад на СТО: ожидания и реальность
В лучшем случае — это внушительное помещение со стеллажами и складским работником, который вносит в компьютерную базу артикулы и даты поступающих/реализуемых комплектующих. В худшем — это беспорядочный ангар без постоянного работника и сколько-нибудь аккуратной системы учёта, в котором нередки случаи путаницы и воровства.
В случае же идеального склада, к построению которого мы все стремимся, принципы устройства будут следующими:
- Удобное помещение с маркированными ячейками стеллажей (по полкам, по ярусам, по семейству и виду комплектующих — кузовные элементы, стёкла, расходные элементы, неоригинальные запчасти, дорогостоящая техника и т.п.);
- Размещение складских остатков на различных интернет-площадках (доски объявлений, торговые площадки, дисконтные интернет-магазины, ресурс онлайн-проценки);
- Наличие основных каталогов производителей;
- Персональный работник склада, имеющий оборудованное рабочее место (стол, компьютер, интернет). В идеале, он не должен пересекается с обязанностями по логистике исполняемых заказов — последнее бремя лучше переложить на менеджера;
- Обязательный автоматизированный учёт (желательно, с использованием программы 1С или ей подобных). Использование на современном предприятии бабушкиных бумажных амбарных книг даже не рассматриваем!;
- Внесение в электронную базу полных данных о комплектующих: артикул, цена закупки и розницы, дата поступления, скорость оборота, дата и наименование покупателя;
- Систематическая выгрузка данных со склада для последующего анализа.
Вот, теперь, когда оборудована визуальная составляющая склада, можно перейти к его начинке — удобному и эффективному хозяйствованию.
Азы складского учёта. АВС– XYZ анализ
Для того, чтобы склад стал настоящим активом, необходимо уметь грамотно им управлять. Необходимо вовремя наполнять его популярными товарами, вовремя распознавать маломаржинальные позиции, избавляться от неликвида.
В этом вам поможет выборка информации со склада за последние три года. Проанализируйте свои данные: какие категории товаров уходят быстрее всего и пользуются популярным спросом у клиентов? Какие являются сезонным товаром? Какие продажи являются постоянными, но небольшими по объёму? Особо стоит обратить внимание на комплектующие, которые явно залежались на складе: быть может, от них отказался заказчик или же вы их заказали по ошибке/на всякий случай, или же ещё что — подобных случаев много.
Мы берём все данные и аккуратно помещаем их в товарную матрицу (см. рисунок) — она наглядно покажет нам всю актуальную информацию на складе.
Поля А, В, С служат отображением ценности товара; к слову, первые две группы обеспечивают основную долю прибыли компании, на них вам следует обратить особое внимание своих закупщиков (80 и 15% от суммы общей прибыли, соответственно); прибыль от товаров из группы С совсем незначительна (менее 5% от суммы общей прибыли).
Поля X, Y, Z — маркеры регулярности спроса; товар из ячейки Х обладает стабильным спросом (его покупают хотя бы раз в месяц); товар из ячейки Y спрашивают реже, тогда как заказы на позиции товаров из группы Z поступают вообще менее 1 раза в год.
Товары с постоянно высоким спросом, оборачиваемые за месяц, мы помещаем в ячейку АХ. И так далее по порядку. После того, как вы разместите все позиции по местам, оцените полученный результат.
Хорошим считается тот, в котором соотношение групп АВС близко к 20:30:50, а XYZ — хотя бы к 15:50:35%. Категории AX, BX, CX, AY должны присутствовать на складе СТО всегда с запасом (количество которого должно рассчитываться, исходя из изучения цифр постоянного спроса). Категория AZ должна присутствовать на складе, но уже без запаса. Товары категорий BY, CY должны заказываться в нужный момент у поставщиков — занимать ими место постоянно нецелесообразно (ведь, как мы понимаем, они дают прибыль компании 5–15%, а хранятся на складе от месяца до года, причём себестоимость их постоянно падает, и через год цена закупки, по сути, равна их реальной розничной цене). Товары категорий BZ и CZ — это неликвид, от которого нужно избавляться.
Практические меры по оптимизации склада
Итак, надеемся, что мы убедили вас в том, что на складе должны присутствовать только товары, на которые имеется высокий спрос или которые приносят вам большую прибыль. Вся остальная продукция должна появляться только в случае непосредственного поступления заказа.
Ах, да — ещё прямо-таки необходимо в срочном порядке избавляться от неликвида. Не стоит думать, что он никому, как вам, не нужен — редкие и устаревшие запчасти обязательно найдут своего покупателя; просто, скорее всего, он находится не в Питере, а в другом регионе.
Именно для решения двух важнейших задач, поиска новых поставщиков и избавления от неликвида, с недавнего времени существует удобный интерактивный инструмент — онлайн-проценка. Он помогает оптимизировать процесс поиска комплектующих в той же самой мере, как 1С — навести порядок на собственном складе. С помощью проценки вы легко можете ознакомиться со всеми предложениями по конкретной комплектующей не только в своём городе, но и по всей стране; в этом случае вы не завязаны на своих постоянных поставщиков — вы можете контактировать с любыми продавцами. Впрочем, как и стать одним из них: достаточно всего лишь подключить сервис «гиперсклад» и выложить информацию о своём товаре в систему (вот тут вам как раз и пригодятся электронные складские базы).
Напоследок хотелось бы закрепить самые важные принципы оптимизации склада СТО и напомнить 5 основных методов, как в автосервисе работать НЕ НАДО:
- За склад отвечает каждый и, по существу, никто;
- Учёт товара осуществляется в бумажном виде;
- Данные, поступающие на склад, никак не анализируются;
- Отдел закупки ориентируется не на актуальное положение дел, а на предыдущий опыт и когда-то давно выработанные планы;
- Неликвид забыт на складе, не предпринимается никаких попыток по его реализации (доски объявлений, торговые площадки, дисконтные интернет-магазины, проценка).
Цикл статей «Организуем прибыльный автосервис»:
- Часть 1. Идеальный склад автозапчастей.
- Часть 2. Основные площадки для продажи автозапчастей.
- Часть 3. Работа: менеджер по продаже автозапчастей.