01.03.2017
Многие СТО сталкивались с подбором новых сотрудников. В рамках постановки бизнес-процессов наша команда также занимается отбором кандидатов. И т.к. у нас накопилось много полезных материалов, то хотелось бы поговорить на эту тему, а точнее на тему воровства. Один из кандидатов недавно рассказал об опыте собеседования через «полиграф» – случай типичный для 2017 года, рядом закрылся дилерский центр. Отбраковка составила более 90% и по одной причине: воруют. И не по мелочи, а наладив схемы и отработав свои «бизнес-процессы».
У одного из наших клиентов в автосервисе недавно сменился управляющий. Он был превосходным продажником, высоким профессионалом инженерного дела и прекрасно ладил с собственником… Но это не мешало ему брать из кассы столько, сколько умещалось в горсти.
Крупный автоцентр, который мы уважаем и часто приводим в пример, как образец построенного с нуля честного бизнеса, недавно отказался от выгодного партнёрства, согласованного на уровне собственников – и тихо «слитого» на один шаг ниже в иерархии управления…
Увы, такие примеры можно приводить бесконечно. И порой разговор о воровстве становится скучным. «В стране все воруют» – пожимая плечами, говорят собеседники. Мол, зачем открывать пустую тему? Нельзя переделать мир. Если он таков, прими его – и всё.
Однако сейчас, когда каждый день ведутся столь же рутинные беседы о падении загрузки (особенно в сфере СТО), о необходимости жесточайшей экономии, о сокращении штата…
У темы воровства две стороны – и обе довольно пугающие.
«Воруют все» – таков пассивный взгляд. Сторонний наблюдатель, не вовлеченный в процесс, не желает видеть то, что происходит рядом, ежедневно. Собственник не готов работать с указанным фактором и видеть в нем и ресурс, и угрозу. Хуже: зачастую он уходит в тотальное недоверие к своим же людям и строит систему, которая их контролирует – людей, а не процессы и потоки.
Вторая сторона: «Если вокруг воруют, что я, святее папы римского? Надо крутиться, как все». Умение «крутиться» стало качеством позитивным и достойным уважения. Поведение чиновников, публичных фигур, новых богатых лишь доказывает верность такой установки.
Мы благополучно избавились от груза «морального кодекса строителя коммунизма». И ничем не заменили эту довольно-таки ветхую конструкцию. Образовалась пустота в поле этики – бытовой, деловой, публичной.
Почему именно теперь захотелось обозначить тему, в которой любая борьба смахивает на донкихотство? Ведь бизнес вне этики может быть успешным, и даже сверхприбыльным. Это очевидно. А чрезмерная щепетильность граничит с бизнес-диссидентством и контрпродуктивна.
Но воровство – штука более материальная и опасная, чем «ветряные мельницы». И, если не искать причин для искоренения порочной практики в поле этики, стоит их найти в сфере материальной – в эффективности и продуктивности.
Воровство для бизнеса сродни нападению гнуса. Здоровый хищник, только что бывший хозяином тайги – гибнет. Он не может дышать, расти и бороться.
Воровство не просто «испаряет» материальные ценности и долю финансовых потоков. Оно искажает систему управления, меняет приоритеты для исполнителей всех уровней и сводит к нулю любые системы мотивации. Оно уничтожает ценности компании и лояльность персонала, а затем и клиента. Оно создает сперва небольшие, а затем критические искажения в информационных потоках… И потому самоуспокоительный тезис «воруют все» – опасен.
Больше удивляет даже то, насколько отличается поиск рычагов влияния внутри страны и глобально. В Европе никто не говорит о тендерах, работе с бюджетными материалами и съёме нормо-часов с окрасочной камеры. Это важно. Ведь это – внутренние вопросы, которые урегулируются в рамках цеха, автосервиса или сети. И порой они вообще не зависят от собственника.
Поэтому ресурсами и рычагами остаются – время во всех его проявлениях, уровень отладки бизнес-процессов и сила команды. Всё это будет давать «плюс» строго при условии: люди работают, а не строят схемы воровства.
Воровство даже не аморально. Оно смертельно для компании. И если вы, собственник, хотите покончить с ним в рамках собственной компании, обращайтесь в Майсапп и мы сделаем это вместе.