21.09.2017
Для начала ознакомимся со статистикой, предоставленной аналитическим агентством «Автостат», где исследовали емкость рынка автосервисных услуг по легковым автомобилям за 2016 год. Исследования проводились в 69 крупных регионах страны, где насчитывается 97% легковых автомобилей. Эксперты оценили потенциал рынка в 524,2 млрд руб. (в 2015 г. Было 517 млрд руб.)
Что скрывается за сухими цифрами?
По мнению экспертов, в 2016 году спрос на новые автомобили в России снизился на 40%. Основная причина этого – сложная финансовая ситуация, население не может позволить заменить старое средство передвижения новым, поэтому и выжимают из железного коня все, что можно.
Следовательно, имеется обратно пропорциональная связь между количеством покупаемых автомашин и рынком автозапчастей. При этом нельзя забывать и тот факт, что за последние несколько лет стоимость авто деталей возросла более чем на 50%. Главная причина этого – девальвация национальной валюты России.
Для поддержания жизни в своих железных конях автомобилисты отдают предпочтение более дешевым комплектующим. В принципе, это весьма логично, если есть желание сменить машину, но нет возможности, тогда можно поездить на старой, а если требуется ремонт, то цена будет главным критерием.
Импортозамещение? Нет, не слышали…
Сама идея выпуска некоторых автокомпонентов в России не нова, и госчиновники могли посчитать ее как оптимальное решение. Однако, как обычно, выдали желаемое за действительное. Для развития полномасштабного производства автозапчастей в России пока не хватает достаточного количества предприятий и опыта. Качество, производимых деталей в РФ, пока не дотягивает не то, что до оригинала, по чьим схемам изготовлено, но и даже до хороших неофициальных деталей. А вот стоимость деталей, выпущенных в РФ, весьма высока (по сравнению с китайскими аналогами). Хотели как лучше, а получилось - как всегда.
Так как авторынок тесно связан с экономической ситуацией в стране, кардинальных улучшений ждать пока не стоит (но надеяться можно). Скорее всего продолжится переориентация автомобилистов на все более бюджетные решения в ремонте и рост количества контрафактных компонентов.
Именно рост объемов контрафактной продукции видится экспертам основной угрозой рынку автозапчастей. По последним данным агентства «Автостат», треть всех станций СТО относятся к неофициальным и более половины – к узконаправленным. Естественно, гаражных мастеров сосчитать не возможно, но и они составляют немаленькую долю рынка.
Несмотря на нелегкое финансовое состояние в стране количество автомашин увеличивается в среднем на 1 миллион в год. К этой цифре стоит прибавить большое количество подержанных транспортных средств. И всем этим железным коням нужен ремонт, тех. осмотр и другие процедуры.
Однако, будущее видится ростом неофициальных мастерских и наплывом контрафактной продукции. Поэтому нас ожидает новый раунд противостояния официалов и теневых мастерских.