СТО сегодня и завтра

В статье нами будет затронут вопрос устройства рядового автосервиса. Для этого мы попытаемся объединить опыт восприятия СТО с разных позиций: клиента, самого предприятия, ближайших тенденций и стратегических перспектив.

На основании чего клиент выбирает СТО сегодня?

В первую очередь это, конечно же, удобство расположения автомастерской, срок выполнения работ и озвученная стоимость. Помимо этого, немаловажную роль играет предположение о качестве предоставляемых услуг.

Она, в свою очередь, складывается из знакомства с портфолио выполненных ранее работ, отзывов клиентов и позиционирования СТО. Любые мелочи: доступность места расположения, серьёзность ремонта в помещении, количество подъёмников, авторитет мастеров, убедительность менеджера, степень узнавания бренда в целом — влияют на решение заказчика о выборе подрядчика для выполнения ремонта своего автомобиля.

То есть для того, чтобы угодить вкусам своей потенциальной аудитории, необходимо всего лишь соответствовать её детальным пожеланиям:

  • Предоставлять адекватный прайс на автозапчасти и услуги;
  • Выполнять работы по ремонту и обслуживанию машины в разумный срок;
  • Иметь удобное место нахождения, комфортабельный офис, аккуратный склад и опрятную ремзону;
  • Иметь в качестве персонала мастеров своего дела;
  • Заботиться должным образом о своей репутации на рынке (отзывы, портфолио) и общем узнавании бренда (айдентика).

СТО: взгляд изнутри

К сожалению, проведённый сервисом Майсапп анализ свидетельствует о следующем: большинство маленьких СТО озабочены только сиюминутной выгодой. Не задумываясь о долгосрочной стратегии, они стремятся заработать как можно больше здесь и сейчас.

Это не только нарушает процесс нормального восприятия бизнеса клиентами (см. пять вышеизложенных позиций), но и исключает какое бы то ни было минимальное планирование на будущее. Вслед за этим, при малейшем возникновении трудностей, СТО начинает испытывать серьёзные проблемы: недостаток денежных средств, уход специалистов, недовольство клиентов

Борется с данными вопросами начальство зачастую тоже неверно: уменьшается зарплата работникам, сокращается персонал, начинают в усиленном режиме использоваться б/у и контрафактные детали, а цены на услуги и комплектующие, напротив, неоправданно задираются. Как итог, проблемы никуда не уходят, а лишь усугубляются: несоответствие качества и ценника распугивает оставшихся клиентов, обиженный персонал начинает работать спустя рукава или, того хуже, — подворовывать. Наличных денег не остаётся, сроки по кредитам провисают — и, в конечном итоге, бизнес разваливается, а предприятие объявляет себя банкротом.

Почему же так происходит? Всё дело в том, что большинство директоров СТО не являются управленцами. Как правило, это выросшие в статусном плане работники официальных дилеров — те, кто сумел пробиться в этой жизни и открыть своё дело. Обладая знаниями и опытом по части автомобилей, они не умеют быть менеджерами (а часто и попросту не считают это умение нужным).

Данный взгляд является не просто неполным — он пагубен для бизнеса. Помимо ежедневных тактических действий, нужно задумываться о последствиях и о стратегических связях. Сегодня коммерческие структуры обязательно должны идти в ногу со стремительно развивающейся средой — как экономической, так и научно-технической. Не умея подстраиваться под современные реалии, бизнес обречён если не на провал, но на полное ежедневных мук прозябание.

СТО: перспективы развития

Для того, чтобы быть в курсе всех происходящих на рынке технических процессов, достаточно иметь под рукой нужные инструменты. И имя им — оптимизация и автоматизация.

Для чего они нужны? Они экономят время и силы, затраченные на поиск необходимой клиенту комплектующей. Они позволяют следить за изменением цен и спроса на рынке. Они предоставляют новые возможности для контактирования с новыми поставщиками и партнёрами. Они помогают создать прозрачный склад, свободный от неликвида и наполненный высокоходовым товаром по лучшей закупочной цене. Они, в конце концов, служат идеальным подручным средством для составления будущих прогнозов на рынке.

Что это за инструменты? Во-первых, автоматизированная программа по отображению собственного склада и рабочего процесса (1С, ТурбоСервис, Astar, АвтоМагазин/АвтоМастерская и др.). Во-вторых, электронные каталоги, позволяющие идентифицировать нужную комплектующую. В-третьих, автоматизированная система поиска автозапчастей по всей России (онлайн-проценка).

Без этих трёх инструментов в современном автобизнесе делать нечего. Отказаться от их использования — значит, добровольно возвратиться в докомпьютерную эпоху, когда люди ничего не знали о смартфонах с интернетом. Конечно, можно довольствоваться бумажными носителями и менеджером с парой мобильных телефонов, но от этого будет страдать ваша эффективность, производительность и, в конечном счёте, продажи.

Поэтому, если хотите быть впереди ваших конкурентов, — используйте системы электронного учёта в обязательном порядке!

К другим важным инструментам перспективного автобизнеса — высококлассном персонале и успешном продвижении — мы обязательно вернёмся в нашим будущих статьях.